|
А. П. Платонов
|
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899-1951),
русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая,
часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести
«Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937).
В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая
Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована
в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987),
«Джан» (опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического
переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие»,
«шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными
понятиями и метафорическими образами.
* * *
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) [1 сентября (20 августа)
1899, Воронеж — 5 января 1951 года, Москва], русский писатель
Начало пути
Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился
в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение
рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза)
— нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество,
а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес
к техническому изобретательству и одновременно — к литературе. Первая
проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая
глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая
ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом
институте.
Рабочий-интеллигент. Воронеж
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии
и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства,
однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические
статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском
журнале «Кузница». В публицистике Платонов этих лет — мечтатель-максималист,
борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему
превращению России «в страну мысли и металла», к подавлению влечений пола
как препятствию на пути ко всеобщему братству. Вместе с тем, напряженные
философско-этические искания Платонова этих лет (на него оказали влияния
идеи А. Богданова, К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова, В. В. Розанова)
не позволяют ему слиться с пролетарской литературой. Пишет рассказы на
темы деревенской жизни («В звездной пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка»,
1920), а также научно-фантастические рассказы и повести («Потомки солнца»,
1922, «Маркун», 1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера в технический
прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.
От «дела» к «слову»
В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву:
писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские
шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущенной
символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого
облика России, обреченность в ней рациональных начинаний. Платонов подвергает
в это время критической ревизии не только свои социальные утопические
воззрения, но и радикализм в сфере пола. В сатирической утопии-памфлете
«Антисексус» (1928) высмеивается идея отказа от плотской любви в пользу
общественной деятельности, а также документально-монтажная литература
левых.
В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: спрямленность в выражении
идеи уступает место двойственности авторской позиции; устремленность в
будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни — «вещества существования»;
герои — одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки. Складывается
неповторимая языковая фактура: стиль мастера основан на поэтических приемах
и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное
значение слова. Выразительное косноязычие Платонова не имеет прецедентов
в русской литературе, отчасти опираясь на традиции символизма, а также
перерабатывая опыт авангарда и газетную лексику своего времени.
Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927),
в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов»
(1928) — сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928)
о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны. В
этой прозе Платонов уходит от декларативно-иллюстративного представления
утопической идеи к напряженному поиску алгоритма существования, подчиненного
многоуровневому единству человека и извечных проблем бытия. Граница между
внутренним миром человека и внешней средой, между живой и неживой природой
становится проницаемой, понятия и вещи сближаются, а суть жизни проявляется
на грани ее исчезновения.
Героика ветхости
Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом
обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная
новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими
купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами:
семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется
во флигеле особняка на Тверском бульваре (ныне Литературный институт им.Герцена).
1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной
политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После
публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929)
Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Писателя перестают печатать
— не помогает даже обращение к Горькому.
В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком
он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое
повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями
и политическими аллюзиями. В основе сюжета — описание возникновения и
гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений
герои романа, сын утопившегося рыбака Саша Дванов и Дон Кихот революции
Копенкин. В Чевенгурской коммуне «кончилась история» — очистив город от
буржуев и «остаточной сволочи», уничтожив хозяйство, люди питаются дарами
земли и солнца. Напавшие на город солдаты приносят окончательную гибель
обитателям города. Роман пронизан двойственностью: коммуна — и идеал,
и предмет осмеяния; федоровские воззвания к братству людей, воскрешению
предков, предосудительности проявлений пола, которым Платонов был привержен
в молодости, здесь иронически остраняются. Поэтика в «Чевенгуре» получает
дальнейшее развитие: сюжет выражен неявно, речь персонажей и рассказчика
не различаются; язык «корявый и афористически изысканный» (Е. Яблоков).
Мерцание смыслов создает особую экспрессивно-вязкую среду неразрешенного
трагического конфликта как основы существования. Этот конфликт универсален
и не сводим лишь к разрыву между идеалом и практическим устройством жизни,
к политическим и историческим реалиям.
Тридцатые годы
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930
он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые
опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации,
трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена
коллективная могила). Платонов «подчинил себя языку эпохи» (И. Бродский),
напряженная фактура которого определила тему разрыва идеала с действительностью,
мотива истончения существования, щемяще-трагической отчужденности каждого
живого существа.
Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники»
«Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая
реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую
тему «Мусорный ветер» (1934) был осужден за гротеск и «ирреальность содержания».
В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол.
Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает.
В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца»,
статьи о литературе (о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском).
После создания близкой по проблематике к «Чевенгуру» и «Котловану» повести
«Ювенильное море» (опубликована в 1986) и пьесы «Шарманка» писатель постепенно
удаляется от масштабных социальных полотен в мир душевных переживаний
и любовных драм (рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный
дом в уездном саду»), в которых усиливается психологическая моделировка
персонажей; ироническое отношение к любви уступает место глубине психологического
прочтения. Замечательны рассказы о детях («Семен», 1936) — в них сопрягаются
героика «отдельного существования» с состраданием к сиротству человечества.
В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан».
Ее герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне
народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу.
Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое.
Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х
годов экспрессивно-насыщенной.
В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань»,
который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его
положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу
был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.
Война и послевоенное творчество
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».
В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность
оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека
и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику
за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна
нападок, вынужден искать обходных путей — он пишет вариации русских и
башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской
действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена). Однако
приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре
умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса
во всем мире. Большая часть произведений Платонова все еще находится в
рукописях. Платонов — художник победившей музы: «темная воля к творчеству»
и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей,
которым он был предан. |