Русское крестьянство в творчестве Некрасова Я лиру посвятил народу своему. Н. А. Некрасов
Грабили нас грамотеи-десятники, Истоки подобной покорности Некрасову совершенно непонятны. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» — восклицает он, видя, как «великою скорбью народною переполнилась наша земля». Очевидно, одной из причин такой покорности было невежество крестьян. Поэтому, стараясь найти причину своего жалкого существования, крестьяне приходят порой к совершенно абсурдным теориям о «крестьянском грехе»: Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, Но, несмотря на это, Некрасов верит в то, что наступит время, «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет». А пока даже самые думающие из крестьян, например Яким Нагой, чью тягу к красоте не уничтожил тяжелый быт, покупают на ярмарке простые лубяные картинки. Для них это одна из немногих светлых сторон жизни. Некрасов в своих произведениях, и особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо», беспощадно клеймит крестьян-лакеев, с презрением относящихся к другим крестьянам. Поэт с сарказмом описывает холопскую «радость» дворовых людей при виде помещика, собирающегося на охоту, а у самих «с толокна живот подвело». Однако большая часть крестьян у Некрасова, несмотря на все тяготы жизни, сохранила достоинство, человечность. Так, даже «примерный холоп» Яков и тот решился на протест, пусть и ценой собственной жизни. В любом произведении поэта обязательно есть образ, который не вписывается в общую образную систему холопов-работяг. Этот персонаж доступными ему способами и средствами выражает протест против своего уничижения. Типичная участь некрасовских героев из народа — страдание. И пожалуй, наиболее ярко это страдание поэт воплощает в образе и судьбе русской женщины-крестьянки. Некрасов первым в русской литературе так подробно разработал эту тему. В стихотворении «Тройка», размышляя о дальнейшей судьбе молодой женщины, он пишет: От работы, и черной, и трудной, Некрасовские героини — сильные духом, трудолюбивые, красивые русские женщины. Но и Дарье («Мороз, Красный нос»), и Матрене Тимофеевне («Кому на Руси жить хорошо»), и героине стихотворения «Тройка» — всем им приходится много страдать. Оттого в глазах их навсегда застыло «выраженье тупого терпенья» и «бессмысленный вечный испуг». Героини Некрасова вызывают не только сострадание, но и восхищение. Ведь недаром он первым из русских поэтов сравнил свою Музу с крестьянкой. Причем с той, которую наказывают кнутом. Именно так понимал Некрасов свою миссию: на муки послал его Музу «бог гнева и печали царям земли напомнить о Христе». И такое восприятие поэзии было характерно для Некрасова на протяжении всего творчества: Не русский — взглянет без любви В отличие от своих предшественников, изображавших народ с жалостью, Некрасов полностью отождествлял себя с ним, стал выразителем его боли и гнева. Поэт не просто познакомил читателей с народом, но и заставил понять и полюбить его, а свою поэзию направил в услужение народу, она стала его голосом, криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. И поэтому Н. А. Некрасов занимает особое место в русской литературе. |
Это сочинение можно распечатать или просто почитать. |