Сочинения по литературе
 

Русское крестьянство в творчестве Некрасова

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов


В 1848 году в журнале «Современник» вышла одна из последних работ известнейшего русского критика В. Г. Белинского под названием «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В этой статье он приветствовал новое, так называемое «нату­ральное», направление в литературе, появившееся недавно, но успевшее уже довольно прочно в ней утвердиться. Белинский дал прекрасную характе­ристику этому направлению и высоко оценивал его возможности, говоря, что «натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литерату­ры». Одним из виднейших представителей этой школы был Н. А. Некрасов, который главной темой своего творчества выбрал изображение жизни русского народа. Как представитель «нату­рального» направления, он показывает эту жизнь такой, какая она есть, без прикрас, вникая в самые мелкие ее подробности. В произведениях этого выдающегося поэта нет намека на какую-либо «старую пиитику», Некрасов не пытается по­казать только лучшее, что есть в народной жизни, наоборот, он освещает в основном те ее стороны, которые могут вызвать у читателя глубокое сочув­ствие или гнев. Жизнь некрасовских крестьян мало радостна, беспросветна, тяжела. И тем не менее прежде всего народ у поэта выступает носителем прекрасных духовных качеств. Его герои-крестьяне часто более гуманны и мудры, чем их господа. Ведь Некрасов считал, что все лучшее со­здано именно народом и господствующие классы за это в долгу перед ним. Поэт всю жизнь стремился вернуть этот долг, он не случайно говорил: «Я лиру посвятил народу своему». Н. А. Некрасов широко представил разнообра­зие народных характеров, и в то же время почти каждый его герой наделен, помимо общих черт, еще и индивидуальными. Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий — яркие и незабываемые личнос­ти, в будущем это настоящие народные вожаки. Богатырская сила народная вызывает у поэта вос­хищение и уважение, но он показывает и отрица­тельные стороны крестьянского характера и крестьянской жизни: пьянство беспробудное, нищету, забитость, невежество. Так, Яким Нагой говорит о себе, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет». Некрасов осуждает и рабскую покорность наро­да. Например, в стихотворении «Железная дорога», показывая рабский труд крестьян, он в то же время подчеркивает их безропотность:

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда —
Все претерпели мы, божие ратники,
Мирные дети труда.

Истоки подобной покорности Некрасову совер­шенно непонятны. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» — восклицает он, видя, как «великою скорбью народною переполнилась наша земля». Очевидно, одной из причин такой покорности было невежество крестьян. Поэтому, стараясь найти причину своего жалкого существо­вания, крестьяне приходят порой к совершенно абсурдным теориям о «крестьянском грехе»:

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!

Но, несмотря на это, Некрасов верит в то, что наступит время, «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет». А пока даже самые думающие из крес­тьян, например Яким Нагой, чью тягу к красоте не уничтожил тяжелый быт, покупают на ярмар­ке простые лубяные картинки. Для них это одна из немногих светлых сторон жизни. Некрасов в своих произведениях, и особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо», беспощадно клеймит крестьян-лакеев, с презрением относя­щихся к другим крестьянам. Поэт с сарказмом описывает холопскую «радость» дворовых людей при виде помещика, собирающегося на охоту, а у самих «с толокна живот подвело». Однако большая часть крестьян у Некрасова, несмотря на все тяготы жизни, сохранила досто­инство, человечность. Так, даже «примерный холоп» Яков и тот решился на протест, пусть и ценой собственной жизни. В любом произведении поэта обязательно есть образ, который не вписы­вается в общую образную систему холопов-рабо­тяг. Этот персонаж доступными ему способами и средствами выражает протест против своего уни­чижения. Типичная участь некрасовских героев из наро­да — страдание. И пожалуй, наиболее ярко это страдание поэт воплощает в образе и судьбе рус­ской женщины-крестьянки. Некрасов первым в русской литературе так подробно разработал эту тему. В стихотворении «Тройка», размышляя о дальнейшей судьбе молодой женщины, он пишет:

От работы, и черной, и трудной,
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

Некрасовские героини — сильные духом, тру­долюбивые, красивые русские женщины. Но и Дарье («Мороз, Красный нос»), и Матрене Тимо­феевне («Кому на Руси жить хорошо»), и героине стихотворения «Тройка» — всем им приходится много страдать. Оттого в глазах их навсегда засты­ло «выраженье тупого терпенья» и «бессмыслен­ный вечный испуг». Героини Некрасова вызывают не только сострадание, но и восхищение. Ведь не­даром он первым из русских поэтов сравнил свою Музу с крестьянкой. Причем с той, которую нака­зывают кнутом. Именно так понимал Некрасов свою миссию: на муки послал его Музу «бог гнева и печали царям земли напомнить о Христе». И такое восприятие поэзии было характерно для Не­красова на протяжении всего творчества:

Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.

В отличие от своих предшественников, изображавших народ с жалостью, Некрасов полностью отождествлял себя с ним, стал выразителем его боли и гнева. Поэт не просто познакомил читате­лей с народом, но и заставил понять и полюбить его, а свою поэзию направил в услужение народу, она стала его голосом, криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. И поэтому Н. А. Некрасов занимает особое место в русской литературе.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

Возможно вы искали совсем другое сочинение, тогда попробуйте поискать ещё раз сначала.



Вернуться к оглавлению