|
Поиск положительного героя в творчестве
Некрасова
Лирический герой Некрасова — почти всегда человек надломленный, раздираемый
внутренними противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий
духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю,
заставлял его искать среди предшественников и современников свой идеал,
неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и упрека".
То, что мы привыкли определять как "образ положительного героя, и
в малой степени не передает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный
то в собирательном образе Гражданина, призывающего Поэта: "на благо
ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего любить, ненавидя...
Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время,
меняется Россия, меняется и сам поэт.
Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в некрасовском
творчестве 6О-х годов.
Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ
— и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение
заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение
не состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит
нечто новое: надлом, разочарование.
И не только в возможности все разом изменить: переживший крушение главных
своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, — в самом
НАРОДЕ: Некрасовский ГЕРОЙ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих
добродетелей — он меняется. в зависимости от требований эпохи, в зависимости
от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя народа". Каков
же должен быть ГЕРОЙ теперь, когда народ увиделся Некрасову не только
страдающим, но и забитым,
лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!
Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел к пониманию
всей противоречивой глубины народного характера. Ведь 60-е годы — время
особой увлеченности народной темой: в народе искали ответы на все вопросы,
в нем видели исток и надежду, полагая, что все — и духовное, и социальное
сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, в terra incognita
— в демосе.
В лирике Некрасова в то время призывы к освобождению народа от крепостной
зависимости стоят рядом с размышлениями о том, что даст народу эта свобода,
как он ее примет, как осознает. Посмотрите: его персонажи сейчас — подчеркнуто
безответные, забитые люди, безропотно принимающие любые унижения. Таковы
и строители железной дороги ("Железная дорога", 1864 г.) , которые,
подобно древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а многие и жизнь
на
строительстве, а потом легко позволили себя обмануть управляющему; и ходоки
("Размышления у парадного подъезда", 1858 г,) : шли в столицу
за правдой и легко уходят, непущенные даже на порог "роскошных палат...
" Автор не только и не столько жалеет их, сколько пишется понять,
в чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он: Где народ,
там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что
мог, ты уже совершил, Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.
("Размышления у парадного подъезда", 1858 г.) Одним из главных
духовных ориентиров Некрасова был Лермонтов. Вспомните горестную лермонтовскую
"благодарность": "За жар души, растраченный в пустыне";
вспомните его Пророка осмеянного, побиваемого каменьями за то, что посмел
провозглашать "любви и правды чистые ученья. Та же мука впустую растраченного
душевного жара, то же неизбывное страдание пророка, не услышанного своим
народом, не узнанного им, звучат
в каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо? "
Поэма "Кому на Руси жить хорошо? " занимает центральное место
в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более
чем тридцатилетней работы автора.
Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены все волновавшие
его проблемы; использованы высшие его художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он
подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам",
то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски "счастливцев"
на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать
не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу
понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления
невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной
из внутренне открытых глав.
Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы
десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или
повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют
судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно
поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного заступника"
Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.
Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел композиционное и художественное
решение своей поэмы и, умирая, сожалел, что не успевает воплотить его:
"Единственное, о чем я жалею, — говорил он, — о том, что не успеваю
дописать "Кому на Руси... " Теперь я вижу, что это такая вещь,
которая только целиком будет иметь свое значение. " Авторская задача
определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики
произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам.
Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В "Кому
на Руси жить хорошо? " в той или иной степени "задействованы"
все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые
идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные
средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы
— отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ
слушает.
Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо? "
Поэма "Кому на Руси жить хорошо? " занимает центральное место
в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более
чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты
в поэме; заново осмыслены все волновавшие его проблемы; использованы высшие
его художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он
подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России
в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать "по горячим следам",
то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски "счастливцев"
на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать
не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу
понятий СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского осмысления
невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной
из внутренне открытых глав.
Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы
десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или
повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют
судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно
поэтому лишь в последней главе появляется образ "народного заступника"
Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие
поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным
мотивам и образам. Поэмуо народной жизни он целиком строит на фольклорной
основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить хорошо? " в
той или иной степени "задействованы" все основные жанры фольклора:
сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые
идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные
средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы
— отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ
слушает. В фольклоре авторскую позицию заменяет нечто принципиально иное
— общенародная мораль. Индивидуальная авторская точка зрения чужда самой
природе устного народного творчества.
Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть
в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только
к интеллигенции (основная часть читателей ХIХ века) , но и к народу. Обе
эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме "Кому на Руси жить
хорошо? " И еще один важнейший аспект отличает авторскую литературу
от фольклора. Изустное творчество не знает понятия "канонический
текст": каждый слушатель становится соавтором произведения, по-своему
пересказывая его. К такому активному сотворчеству автора и читателя и
стремился Некрасов. Именно поэтому его поэма написана "свободным
языком, максимально приближенным к простонародной речи. "Стих поэмы
исследователи называют "гениальной находкой" Некрасова. Свободный
и гибкий стихотворный размер, независимость от
рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка,
сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты;
органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания,
элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников)
; искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших
на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и
вздорно-самодовольные рассуждения самодура- помещика, красочные народные
сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур... —
все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой
как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи
бесчисленных его персонажей".
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|