|
Н. М. Карамзин
|
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826),
российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель
«Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных
трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма
(«Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского
журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
* * *
КАРАМЗИН Николай Михайлович [1 (12) декабря 1766, село Михайловка (Преображенское)
Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным — село Богородское
Симбирского уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Петербург,
Таврический дворец], российский историк, писатель, реформатор русского
языка; журналист и издатель.
Детство, учение, окружение
Родился в семье помещика среднего достатка Симбирской губернии М. Е. Карамзина.
Рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки
своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена, сочинения
Ф. Эмина и др. Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском
пансионе в Симбирске, затем — в одном из лучших частных пансионов профессора
Московского университета И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки; слушал
также лекции в Московском университете.
В 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, где подружился
с А. И. и И. И. Дмитриевыми. Это — время не только напряженных интеллектуальных
занятий, но и удовольствий светской жизни. После смерти отца Карамзин
вышел в отставку в 1784 поручиком и более никогда не служил, что воспринималось
в тогдашнем обществе как вызов. После недолгого пребывания в Симбирске,
где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву и был введен
в круг Н. И. Новикова, поселился в доме, принадлежавшем новиковскому
Дружескому ученому обществу (1785).
1785-1789 — годы общения с Новиковым, в это же время он также сблизился
с семьей Плещеевых, а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала нежная
платоническая дружба. Карамзин издает свои первые переводы и оригинальные
сочинения, в которых отчетливо виден интерес к европейской и русской истории.
Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское
чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Новиковым. Чувство
благодарности и глубокого уважения к Новикову Карамзин сохранит на всю
жизнь, выступая в последующие годы в его защиту.
Европейское путешествие,
литературная и издательская деятельность
Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь
сторонником его деятельно-просветительского направления. Возможно, охлаждение
к масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в которой
он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и
Англию, где он встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими
«властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером,
Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже
он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел
многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо,
революционный Париж показал Карамзину, насколько сильно на человека может
воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом читали
памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные ораторы
и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).
Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения
(возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности,
на котором находилось английское общество в целом.
«Московский журнал» и «Вестник Европы»
Вернувшись в Москву, Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором
опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех
у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие
Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также
в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма
с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его
чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории
России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными
источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол
Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху
«Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин
выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха
и его подданных.
Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего
дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического
и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося
Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской
средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие
о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы»,
«Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих
о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались
отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать
приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории
государства Российского».
Исторические труды
В 1801 Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым
браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского, Е. А. Колывановой
(1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только
преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических
занятиях.
В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом
с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были
открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят
писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние
на русскую историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно
из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и
20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин
успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста
высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических
примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические
источники, сочинения европейских и отечественных авторов.
При жизни Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями. Три тысячи
экземпляров первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем
за месяц — «пример единственный в нашей земле», по словам Пушкина. После
1818 Карамзин опубликовал 9-11 тома, последний, 12 том вышел уже после
смерти историографа. «История» несколько раз издавалась в 19 в., а в конце
1980—1990-х годов вышло более десяти современных изданий.
Взгляд Карамзина на обустройство России
В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал
записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»,
в которой изложил свои представления об идеальном устройстве Российского
государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших
предшественников: Павла I, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка
не была ни разу опубликована полностью и расходилось в рукописных списках.
В советское время она воспринималась как реакция крайне консервативного
дворянства на реформы М. М. Сперанского, однако при первой полной публикации
записки в 1988 Ю. М. Лотман вскрыл ее более глубокое содержание. Карамзин
в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического
характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина
самым полным выражением его политических взглядов.
Из записки «О древней и новой России»
Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов,
которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно
угасавший историограф скончался в мае 1826.
Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной
культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось
каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался
как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным
до сих пор. |