|
Основная композиция романа и его
значение (роман "Обыкновенная история")
История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит
из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в «даль туманного
романа» и видит новые и новые повороты судьбы своего героя, неожиданные
проявления его личности. Жизнь Адуева-младшего открывается зрению не только
читателя, но, как кажется, и автора не в виде прямого и логичного пути,
а наподобие реки с многочисленными поворотами и коленами. Каждый отрезок
течения этой «реки» представляется своего рода «заводью», эпилогом исканий
героя, но поворот событий открывает новую перспективу его развития. Александр
предстает сначала восторженно неопытным провинциалом, и автор сомневается
в том, что юноше следует ехать в Петербург, что он способен пробить себе
дорогу. Александр смущен холодностью, с которой его встречает Петр Иванович,
напуган непривычным бытом столицы, подавлен видом бюрократического учреждения
и сознанием ничтожности места, которое ему предложено. Он ошибается, переписывая
бумаги, и почерк его признан плохим. Читатель ожидает повести о неудачной
карьере,. Однако через несколько страниц мы узнаем, что дядя оценил образованность
Александра (он знает языки), достал ему переводы для журнала и племянник
оправдал его рекомендацию, что на службе он проявил способности и трудолюбие.
Новый поворот сюжета: герой увлекается Наденькой, забрасывает дела, хочет
жениться; измена Наденьки, отчаяние Адуева, апатия, затем новый подъем
служебных успехов и т. д. вплоть до конца романа. Разбитый, разочарованный
Александр уезжает в деревню, ведет растительный образ жизни. Читатель
думает, что «обыкновенная история» скитаний провинциала в столице приходит
к своему завершению, что он откажется от борьбы и погрузится в бездействие.
И вдруг новый поворот — внезапнов пробуждение энергии, занятия в деревне,
возвращение героя в Петербург, новые настроения, новый взлет карьеры и
брак по расчету. Ясная и свободная композиция романа, разнообразие ситуаций
и убедительность каждого нового «превращения» героя придавали особенную
непосредственность и жизненность повествованию Гончарова. Писатель легко
и естественно показывал, как просто и органично совершается процесс перевоплощения
«деревенского юноши в петербургского делового человека.
Александр проходит путь, аналогичный пути Петра Ивановича, и в конце этого
пути становится полным подобием дяди (вплоть до боли в пояснице); тавтологичность,
адекватность героев окончательно выявляется в эпилоге.
40-е гг. были эпохой наплыва в Петербург молодых небогатых дворян, а отчасти
и разночинцев, жаждущих приобщиться к новой городской культуре, найти
применение своим способностям, получить профессию и сделать карьеру.
Ради чего должен трудиться юноша, к чему должен он стремиться, каков общий
смысл его деятельности и каково ее отношение к судьбам страны, к историческому
прогрессу? Эти вопросы, которые вставали уже перед молодыми людьми 40-х
гг., сделались особенно актуальными позже, когда социальный «состав интеллигенции
резко изменился, когда «утроить себя приходилось уже не высокообразованным
философствующим дворянам, а разночинцам, для которых выбор пути был неотложным,
жизненно необходимым делом и осложнялся социальными препятствиями.
Критикуя в своих разборах повести Гончарова отвлеченность миросозерцания
его героя, «литературность» его чувств,Белинский объективно закладывал
основы новой морали, нового идеала человеческой личности, который обрел
конкретные, реальные черты лишь в 60-е гг. Этот идеал, а не делячество
Петра Ивановича Адуева в сознании Белинского противостоит романтизму Александра,
хотя об Адуеве-дяде он и замечает: «... это в полном смысле порядочный
человек, каких, дай бог, чтоб было больше».
В стремлении подчеркнуть неисправимую консервативность натуры Александра
Адуева, сущностное значение его необоснованных претензий на исключительность
и его отрыва от реальности Белинский утверждает, что превращение героя
из романтика в «положительного человека», практически действующего даже
в том ограниченном смысле, который заключен в его карьере, неправдоподобно.
Он «предлагает» свою программу эпилога романа: «Автор имел бы скорее право
заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели
заставить его выгодно служить в Петербурге и жениться на большом приданом.
Еще бы лучше и естественнее было ему сделать его мистиком, фанатиком,
сектантом; но всего лучше и естественнее было бы ему сделать его, например,
славянофилом.
Насколько значительна и многообразна палитра типологических и идейных
ассоциаций, которые возникали у Белинского в связи с образом Александра
Адуева, видно из того, что в круг его аналогий входил и образ М.Бакунина.
Стремление Белинского найти характеру Адуева соответствие в определенной
идеологиче«кой системе не было близко Гончарову. Другой же предложенный
Белинским исход сюжета — «затухание романтика, воспитанного в традициях
патриархального барства, подчинение его рутине жизни — почерпнут критиком
из самой «Обыкновенной истории». Белинский абсолютизировал часть сюжета
романа Гончарова — два его эпизода, или «коленам, рисующих деградацию
Адуева: приобщение героя к жизни петербургского мещанства, мелких чиновников
с их мизерными интересами и возвращение его затем в деревню с характерным
погружением в физический, буквальный сон (крайнее выражение нравственного
сна) и растительный образ жизни. что другому стало бы на десять повестей,
— заметил однажды Белинский про меня, еще по поводу "Обыкновенной
истории", — у него укладывается в одну рамку», — вспоминал позже
Гончаров (8, 80). В «Обыкновенной истории» критик оценил лишь намеченную
автором, но важную проблематику, которая легла в основу следующего романа
автора ”Обломов”... |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|