|
«Мои стихи — дневник» (по
поэзии М. Цветаевой)
Судьба М. Цветаевой была трагична, полна прозрений и разочарований, взлетов
и падений. Конечно, судьба поэта и его произведения — не одно и то же,
но стихи М. Цветаевой — страстная исповедь человека, живущего на сложном
историческом переломе, и потому каждая подробность этой жизни значительна
и весома.
Уже ранним стихам М. Цветаевой свойственна интимность и непосредственность.
С легкостью переносит она переживания еще незрелой, становящийся личности
в стихи. В. Я. Брюсов писал, что от ее стихов иногда неловко, будто подсмотрел
в замочную скважину. Но уже здесь создавался особый мир юности, в котором
все рассказанное не выдумано, а подлинно. Часто возникает в этих стихах
образ рано умершей матери:
По роялю бродит сонный луч.
Поиграть? Давно утерян ключ!
Ах, без мамы ни в чем нету смысла.
Обстановка старой Москвы («домики с знаком породы»), радости детской дружбы
и горести первой любви — все описано настолько зримо, что сомнений в подлинности
пережитого не возникает.
Но детство прошло, и сформировался характер — трудный, неровный, неустойчивый.
Илья Эренбург, знавший ее в молодости, писал: «Марина Цветаева совмещала
в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь
к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту». Этот
характер полностью отразился в ее стихах — его сложность, противоречивость
и глубинная гармония:
Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя.
Тающая легче снега,
Я была — как сталь.
Мячик, прыгнувший с разбега
Прямо на рояль,
Скрип песка под зубом, или
Стали по стеклу...
Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем, Что не моя
рука, что я с рукой По площадям стою — за счастьем...
Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия,
всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство
собственности» у нее «ограничивается детьми и стихами». Подробности и
детали этой скудной, но внутренне наполненной жизни отразились в цветаевской
лирике.
Проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров...
В мое окошко дождь стучится.
Скрипит рабочий над станком...
Белье на речке полощу,
Два цветика своих ращу.
Ударит колокол — крещусь,
Посадят голодом — пощусь...
Проза жизни рождала высокую поэзию естественно, житейские условия властно
диктовали творческие установки. Особенно ясно проявилась эта закономерность
в цветаевских стихах периода эмиграции. О своей обстановке в то время
она пишет: «Пишу в рабочем предместье Праги, под нищенскую ресторанную
музыку, вместе с дымом врывающуюся в окно. Это — обнаженная жизнь, здесь
и веселье время звучит
— не на жизнь, а на смерть. И в стихах ее в это время звучит:
Голос шахт и подвалов —
Лбов на чахлом стебле! —
Голос сирых и малых,
Злых — и правых возле…
Характерно, что в этом голосе поэт слышит и свой собственный голос. И
в цикле «Заводские», из которого взяты приведенные строки, и в «Поэме
заставы» поэт не отделяет себя от мира нищеты и бесправия, он — один из
обездоленных. И к тому были реальные жизненные основания. В одном из писем
она говорит: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне,
моей нужде и моем бесправии (защиты — нет)». А нужда была действительно
велика: «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня
же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может.
Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у
меня сын 8-ми лет, Георгий) живем, т. е. просто медленно подыхаем с голоду».
Но в этих лишениях, в полной изоляции Цветаева героически работала как
поэт, работала не покладая рук. Это было немыслимо трудно — писать в безвоздушном
пространстве, без родной земли под ногами, без родного неба над головой.
Надо обладать огромными душевными силами, чтобы в такой ситуации сохранить
самое главное — свою личность, без которой вообще нет и не может быть
искусства. И.М. Цветаева сохранила ее.
Не возьмешь моего румянца —
Сильного — как разливы рек!
Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я есмь бег.
Не возьмешь мою душу живу!..
Так обращается М. Цветаева к Жизни, и в этом обращении — сопротивление
всем невзгодам, готовность выстоять в самых страшных испытаниях и, даже
пожертвовав телесной бренной оболочкой, сохранить чистоту и искренность
поэтического голоса.
Эту мысль М. Цветаева подтвердила не только жизнью, но и смертью.
Жизнь и творчество М. Цветаевой — пример глубокого внутреннего единства,
нерасторжимого никакими историческими катаклизмами. Через все жестокости
окружающего мира она пронесла причастность к тайнам бытия, устремленность
к истине, сострадание к обездоленным — черты настоящего поэта.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|