|
«Моим стихам как драгоценным винам,
настанет свой черед» (по поэзии М. Цветаевой)
Взаимоотношения поэта и читателя никогда не были просты и лучезарны,
а особенно — в катастрофическом XX веке. У поэтического наследия М. Цветаевой
трудная судьба. Долгое время ее стихи были под запретом, замалчивались.
Да и сейчас, когда все запреты сняты, понимание ее стихов — проблема не
только для рядовых читателей, но и для литературоведов.
Действительно, лирика М. Цветаевой очень сложна. Ее стихи, как «драгоценные
вина», доступны далеко не каждому. Ведь она никогда не соотносила себя
ни с каким литературным направлением и ни с какой общественной группировкой.
Ей нравилось быть одной — «противу всех», она была «мятежницей лбом и
чревом», чувствовала себя единственной и неповторимой.
За свою единственность человек, как правило, расплачивается одиночеством.
Так было и с М. Цветаевой. Одинокой и непонятой чувствует она себя и юношеские
годы:
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, —
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
И, конечно, «одиночества верховный час» настал тогда, когда М. Цветаева
уехала из России. Об этом она писала в стихотворении «Тоска по родине».
Мне все равно, каких среди
Лиц — ощетиниваться племенным Львом, из
какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств...
Жизненное одиночество усугублялось одиночеством литературным. «Мой читатель
остался в России», — печалилась М. Цветаева в одном из писем. Потеряв
родину, почву, читателя, поэт остался наедине со своей трагедией. И в
это время усложненность цветаевских стихов становится особенно заметной
именно потому, что только так — запутанно, косноязычно, необщедоступно
— можно было говорить о самом мучительном и трагическом.
Хотя некоторые сложности в ее стихах вполне объяснимы. Например, в отличие
от многих поэтов, главенствующим началом в ее стихах является ритм. «Непобедимые
ритмы» (выражение А. Белого) разнообразны и очень сложны. Свой ритм есть
не только у фразы, но и у слова. Поэтому единица цветаевской речи — не
строчка, а слог. Помогая читателю войти в ее ритмы, почувствовать их пружину,
она выделяет не только отдельные слова (поэтому так часто она употребляет
тире) и слоги (употребляя дефис). Читая стихи М. Цветаевой, надо это иметь
в виду.
И еще один очень важный момент. Есть поэты, воспринимающие мир посредством
зрения. М. Цветаева же заворожена звуками. Мир открывается ей не в красках,
а в звучаниях. О себе она говорила: «Пишу исключительно по слуху» и признавалась
в «полном равнодушии к зрительности». Поэтому, читая многие ее стихи,
абсолютно ничего невозможно себе представить, потому что они не рисуют
какую-либо картину, а создают звуковой образ мира. Например, стихотворение
«Поезд»:
Папильоток, пеленок, Щипцов каленых, Волос паленых, Чепцов, клеенок...
Вообще, усложненность многих стихотворений М. Цветаевой была вызвана,
как это ни парадоксально, стремлением к точности и краткости. Например,
мысль такова: похвалы, расточаемые поэту, — лавровый венок, но поэту от
этого венка тяжело, как от каменных глыб. У М. Цветаевой все это вмещено
в две предельно краткие и выразительные строки:
Глыбами — лбу Лавры похвал.
Но, несмотря на все сложности, стихи эти воздействуют на читателя своей
экспрессивностью, мощной энергией даже тогда, когда мысль поэта не вполне
понятна. Связано это, наверное, с бесконечной открытостью поэта, с его
обращенностью ко всему миру. Постоянно «вытесненная в себя, в единоличье
чувств», несмотря на браваду, дерзкий вызов, М. Цветаева отчаянно искала
сочувствия, понимания. Едва ли можно у другого поэта найти столь частое
прямое обращение к читателю, к потомкам:
К вам всем — что мне,
Ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
Судьба М. Цветаевой трагична, и стихи ее — не из легких. Читать их между
делом, без глубокой внутренней сосредоточенности нельзя. Но в жизни каждого
человека настает момент, когда оправдываются строки из раннего пророческого
стихотворения поэта:
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим
стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|