|
Андрей Болконский и Родион Раскольников
Анна Ахматова писала: “Вы делаете ошибку, противопоставляя Толстого Достоевскому.
Неверно. Они как самые высокие башни одного и того же величественного
здания, вершины. В них лучшее, что есть в русском духе”. Тем не менее
их оба главных героя: Родион Раскольников, главный герой “Преступления
и наказания”, и князь Андрей, один из главных героев “Войны и мира”, —
не столько похожи, сколько различаются между собой. Различия эти просматриваются,
начиная с социального положения, с их окружения и заканчивая жизненным
путем и их духовными исканиями.
Раскольников, бедный студент, ведет полунищенское существование. Его семья
также очень бедна и не в состоянии помогать ему. Его образование не закончено,
но не только из-за нехватки средств. Он мог бы найти деньги, подрабатывая
уроками, как это делает его товарищ Разумихин. Что же заставляет его сидеть
в своей комнате, “похожей на гроб”, целыми днями? Что мешает ему жить
как все, изыскивать средства, решать свои проблемы, устраивать свою жизнь?
Заметим, что уже в самом начале романа, в портрете, дан намек на ответ
на этот вопрос. Одежда Раскольникова, похожая на рубище, и шляпа, которая
выглядит как символ тернового венца, позволяют увидеть эту отрешенность
и провести аналогию с Христом. Причина этой отрешенности кроется в нем
самом. Он отрешен от окружающего мира добровольно. Проблема, мучающая
его, отделяет его от остального мира, от остальных людей. В такой же духовной
изоляции находится и князь Андрей. Почему? В отличие от Раскольникова,
он прекрасно образован, наследник родового имения, сын екатерининского
генерала, то есть (в начале романа) — молодой человек, подающий большие
надежды. Он вращается в высшем обществе и не должен заботиться, казалось
бы, ни о чем. На первый взгляд Раскольников и Болконский — совершенно
разные люди, но тем не менее князь Андрей тоже “чужой” в светских гостиных.
Из этой жизни он бежит в армию и говорит Пьеру: “Я иду потому, что эта
жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!” Итак, мы видим, что
Раскольников и Болконский, настолько разные по своему социальному положению,
одинаковы в своем духовном состоянии, — они одиноки. Но, анализируя их
психологическое состояние, мы приходим к выводу, что если Раскольников
испытывает апогей своих мучений, которые длятся всего несколько дней (как
и все время действия романа), бредит своей идеей и буквально, во время
болезни, и в переносном смысле, то князь Андрей находится лишь в начале
своих исканий, даже еще не задумываясь над ними, а лишь бессознательно
ощущая потребность перемены. Эта потребность заставляет его покинуть салоны
и отправиться в действующую армию, чтобы уже там пройти некоторые этапы
сложных душевных исканий. В кампании 1805—1807 годов князь Андрей переживает
еще один важный момент — это наполеонизм и отношение к славе, способы
ее достижения. До Аустерлица князь Андрей мыслит себя чем-то вроде Мессии
— он спасет людей, он совершит подвиг. Эта идея подкрепляется его верой
в избранность Наполеона. Культ Наполеона в то время был очень популярен
в Европе, обыкновенный капрал превращается в императора — это потрясло
людские умы. Культ основан в большей степени на честолюбии, и это, безусловно,
присутствует и у князя Андрея. Но им движет не только честолюбие. Здесь
просматриваются зачатки его главной идеи — всеобщего единения и любви.
Он таки становится “нашим князем”, но уже разочаровавшись в “маленьком
капрале” и развенчав культ Наполеона. Подвиг Тушина открывает ему глаза
— слава не всегда выбирает достойных ее. Развенчание Наполеона происходит
в Аустерлицком сражении, когда тяжело раненный князь Андрей сравнивает
все происходящее со спокойствием вечного неба. И именно в этот момент,
когда жизнь могла бы покинуть его, он на мгновение соединяется с небом,
с природой, но этого мгновения ему достаточно для того, чтобы понять всю
низменность происходящего. Наполеон, который в это время проезжает мимо
лежащего князя Андрея, кажется ему ничтожным. В этой сцене Толстой дает
нам намек на последующую смерть князя Андрея, где это мгновение слияния
и единения с небом, всем миром превратится в вечность.
Раскольников также увлекается наполеонизмом и так же, как и поначалу князь
Андрей, видит в Наполеоне некоторое воплощение своих идей и теорий. Но
сходство это поверхностно, и в глубине имеются существенные различия.
Раскольников строит свою теорию “людей, власть имеющих, и тварей дрожащих”,
опираясь на расчетливого Наполеона, такого же теоретика людских судеб.
Герой Достоевского уподобляется ему, и Раскольникову кажется, что его
будущее преступление — это и есть проверка этой теории. Пока он строит
теорию, сама живая жизнь дает ему материалы и мотивы этого преступления.
Сцена из жизни нищего и развратного Петербурга, второго Вавилона, где
“семилетний развратен и вор”, дают ему повод усомниться в моральности
человека, и он решается на преступление ради выяснения наличия морали
в природе человека. Но пока это бессознательно и незаметно зреет в нем,
он упоен своим вопросом, кто же он — “тварь дрожащая” или “право имеет”.
Но освободиться от наполеонизма и осознать проблему, которая его истинно
мучила, Раскольников (в отличие от князя Андрея) смог не вдруг, только
через годы каторги. Лишь там он понимает, что любой человек, совершив
убийство, убивает в себе Бога. “Я не старуху убил, я себя убил. Так-таки
и ухлопал себя навеки”, — говорит Раскольников. Понимание этого и есть
результат морального воскресения Раскольникова. Итак, рассмотрев различие
в вопросе наполеонизма и обнаружив, что князь Андрей отказывается от наполеонизма
уже в самом начале, мы видим, что это их увлечение не заключает главных
проблем ни князя Андрея, ни Раскольникова. Оно явственно указывает на
то, что роль Мессии ими в конце концов будет исполнена — но в другом,
более глобальном масштабе. На поверхности лежит (да и сам Раскольников
мыслит именно таким образом), что его мессианство состоит в том, чтобы
освободить людей от лживых предрассудков и указать им путь “возвышения”.
Люди аморальны по своей природе, считает Раскольников, и лишь земное наказание,
тюрьма, суд удерживают их от преступления через “формалистские” христианские
заповеди. Все люди лгут, изображая добродетель, и Раскольников якобы предлагает
им путь освобождения от этой лжи. Заблуждается и князь Андрей, который
вначале видит свое мессианство в том, что, занимая высокий пост (будь
то должность в армии или гражданская), он поможет людям из- менять мир.
Для этого он, разочаровавшись в военной карьере, целиком отдает себя реформам
Сперанского. Но и здесь его постигает разочарование — он осознает, что
реформы и живая жизнь несовместимы. Представляя себя на месте старосты
Дрона (а князь Андрей прекрасно умел это делать — то есть представить
себя на месте любого человека, понять его с полувзгляда; это качество,
которым наделяет его Толстой, есть еще одно указание на его избранность),
ощущая себя Дроном, он понимает, что эти реформы для крестьян бессмысленны
и живую жизнь нельзя уложить в реформы. Мы видим, что его мессианство
не в службе людям” он открывает нечто новое. Наконец и Раскольников, и
князь Андрей приходят к настоящим проблемам. Именно здесь их опыт становится
ценен для всего человечества, но он достигается лишь в итоге испытания
смертью. И Толстой, и Достоевский ставят своих героев в такое положение,
когда иной выход, решение невозможно. Совершив убийство старухи и Лизаветы,
Раскольников понимает, что не теорию он свою проверял, а проверял самое
главное, то, к чему осознанно и мастерски вел его Достоевский на протяжении
всего романа, — наличие у человека внутреннего нравственного закона и
судьи — совести, то есть присутствие в нем Бога, “идеала Мадонны”, а не
“идеала Содомского”. Итак, мы видим, что проблема эта не социальная или
психологическая, а нравственная и вечная.
Проблемы смысла жизни, проблемы нравственные мучают и князя Андрея. Итогом
его исканий является то, что он понимает, что “настоящая жизнь”, единение
с Богом предполагает любовь ко всем, ко всему миру. А это есть прощение,
то есть он обязан простить Анатоля и любить не одну Наташу и своих родных,
а всех. Он стоит перед выбором: жить так или любить одну женщину, своих
родных и иметь право на остальные человеческие чувства: ненависть, ревность.
Трагедия состоит в том, что он понимает, что на земле невозможно реализовать
его мечты единения со всеми. На земле он не может простить. Перед отъездом
в армию он говорил княжне Марье, что прощать — это “добродетель женщины”.
Его идеал жизни он может реализовать лишь путем смерти. Парадокс? По Толстому
— нет. Почему? По свидетельству Чехова и К. Леонтьева, которые, помимо
того что были писателями, были еще и врачами, князь Андрей не мог не умереть,
его раны были слишком серьезны и неизлечимы в то время. Но Толстой нигде
не говорит прямо о смерти князя Андрея, так как смерть для Толстого есть
только переход в другую жизнь, то есть новое рождение. Эта новая жизнь
несет в себе слияние с “целым” и “источником всего”, то есть Богом. Это
итог жизни каждого человека, и цель наша — прожить земную жизнь так, чтобы
совесть не мучила нас при смерти. Итак, мы видим, что, несмотря на столь
разные задачи обоих героев, они, по сути, решают одни и те же нравственно-бытийные
вопросы, а не социальные, психологические и тем более политические. Оба
они открывают новые пути человечеству, помогают задуматься над новыми
вопросами, и заслуга обоих писателей в том, что они завещали нам видеть
и понимать истинные ценности жизни. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|